Кризис коснулся почти всех сфер бизнеса в России. Трудности в привлечении клиентов испытывают сегодня компании, которые предлагают жизненно важные продукты и услуги. Поэтому о кризисе в инфобизнесе сомневаться не приходится. Поговорили с экспертами и узнали, каковы перспективы тренингово бизнеса в России сегодня.

Кризис вскрыл беспомощность рынка

В тренинговой среде спрос и предложение идут рука об руку. Тренеры активно «повышают» свою квалификацию, предлагая все более инновационные способы улучшить жизнь, семью, карьеру, внешность. Благодарная аудитория внемлет и активно ходит на такие мероприятия, ожидая после их посещения светлого будущего. В последние шесть лет сегмент тренингов демонстрировал исключительно бурный рост. По разным экспертным оценкам, объем рынка тренинговых услуг до начала кризиса составлял $20–25 млн в год. Спад начался в конце 2014 года. В кризис, когда люди считают каждый рубль и экономят на еде, уже не до обучения.

Алексей Горбунов, генеральный директор консалтинговой компании SQ-Team, отмечает: «Рынок тренинговых и обучающих услуг не смог избежать кризиса. Показательно, что сокращение бюджетов на обучение и развитие вскрыло беспомощность нашего рынка. В сложный экономический период неожиданно выяснилось, что существующие подходы не столь эффективны, как считалось: тренинги по продажам, которые ведут эксперты, не проработавшие ни дня в продажах, не приносят результатов. Оказалось, что недостаточно прочитать книжку и потом с умным видом пересказывать её участникам тренинга — они будут откровенно зевать, поскольку и сами книжку читали, и пересказ уже неоднократно слышали».


В период сокращений

Эксперты отмечают, пережить кризис тренинговому рынку помогут лишь серьезные изменения. Но прежде всего, необходимо адаптироваться под те тенденции, которые сегодня происходят на рынке.

По разным экспертным оценкам, объем рынка тренинговых услуг до начала кризиса составлял $20–25 млн в год.

Во-первых, крупные компании сокращают расходы на развитие. Многие из корпораций имеют собственные университеты, полностью покрывающие потребности в образовательных программах. Во-вторых, в сегменте корпоративных тренингов существует высокий уровень конкуренции между компаниями, которые предлагают однотипные тренинги — такие как продажи, маркетинг, командообразование, лидерство и прочее. Новичкам и откровенно посредственным тренерам непросто выделиться и заявить о себе в этой лавине однообразия. Именно поэтому в последнее время наблюдается смещение акцента на сегмент групповых и индивидуальных занятий. Наиболее успешные компании занимают локальные ниши и фокусируются на одном продукте. В этом случае значительная доля рынка принадлежит тренингам личностного роста и развития. Олег Воробьев, основатель SpeedRent, комментирует: «За 2015 год сильно упал сегмент корпоративных тренингов. На передний план вышли два других вида. Первый — бесплатные тренинги-презентации. Как быстро выучить английский, как начать свое дело, как знакомиться. Такие тренинги — не самостоятельный бизнес, они — верхняя часть „воронки продаж“ для сбора клиентов в инфобизнес, где уже продают различные „информационные“ услуги. Второй сегмент — работа в группах по 10–15 человек. Это самостоятельный бизнес, и здесь наблюдается растущее разнообразие: это курсы, просветительские программы, программы физического и психологического здоровья, любительское творчество — рукоделие, рисование и так далее. Это сфера досуга и „самозанятости“, и в ней огромный пока еще не отработанный потенциал развития для рынка тренингов в целом».

Ориентация на Запад

Успешное и эффективное перенимание опыта зарубежных коллег может положительно сказаться на рынке тренинговых услуг. В России изначально удельный объем затрат на обучающие тренинги и в корпоративном, и в частном секторе существенно ниже, чем в развитых странах.

Наиболее успешные компании занимают локальные ниши и фокусируются на одном продукте.

Сегодня в сравнении с международными трендами российский рынок имеет ряд ключевых отличий. Юлия Бровкина, основатель, проекта «Рожденные для счастья», отмечает, что в США за последние три года объем рынка онлайн-образования вырос в три раза. В России же этот сегмент все еще в начальной стадии формирования. Причина тому — недоверие граждан к этой форме оказания услуг.

Кроме того, отмечает Юлия Боровкина, если говорить о внутрикорпоративном обучении, то в России этим, как правило, занимаются люди, у которых нет для этого достаточной квалификации. На Западе же традиционно принято большое значение уделять вопросам менеджмента знаний и личностному росту. Как правило, это доверяют лишь высокопрофессиональным специалистам.

«Индивидуальный коуч для профессионального сопровождения и психоаналитик для личного — это must have в западной культуре, — рассказывает основатель „Рожденных для счастья“. — Коуч нередко помогает осознанно определиться, какие вспомогательные тренинги необходимы на данном жизненном этапе. В отношении индивидуального развития в России очень небольшое количество людей регулярно работают с коучем или психоаналитиком».

«Важны не понты, а голова»

В сегодняшней ситуации, единогласно утверждают эксперты, выживут лишь те тренинговые компании, которые обладают более высоким уровнем профессионализма. Потенциальные лидеры владеют несколькими смежными сферами знаний, гибко подстраиваются под нужды клиентов, предлагая им те продукты, которые востребованы здесь и сейчас, и успешно применяют адаптированные под тренинговый бизнес современные технологии маркетинга и коммуникаций.

Сегодня востребованный тренер обязан сам знать, уметь и иметь опыт в том, чему обучает.

Алексей Горбунов согласен, что кризис оголил более существенные сложности, чем навыки отдельных сотрудников. Здесь — и необходимость оптимизации бизнеса, и упрощение и переосмысление процессов, а также принципов принятия решений и планирования. «Сейчас никого не удивит, если тренера привлекают не на разовый тренинг, а на вживление в компанию подходов и практик, которым он обучает, — комментирует Алексей Горбунов. — Дело это хлопотное и на одних презентациях далеко не уедешь». Сегодня востребованный тренер обязан сам знать, уметь и иметь опыт в том, чему обучает. Опыт разных индустрий, желательно в разных должностях — явные преимущества, которые позволяют компаниям вырабатывать собственные решения, а не использовать копии, переполняющие рынок.

Сегодня пользуются спросом услуги тех компаний, которые подстраиваются под новые запросы и готовы на практике «показать, как это работает», а не просто выделить тренера с маркером у доски. «Диагностика, адаптация, сопровождение после тренинга, обучение в действии — неотъемлемые атрибуты успешного тренинга сегодня», — уверен директор консалтинговой компании SQ-Team.


«Суть необходимых изменений на тренинговом рынке можно передать всего одним анекдотом, — отмечает Евгений Михайленко, генеральный директор Ассоциации экспертов системного менеджмента „МихиКо“. — У одного человека был пароход, который однажды сломался. Он вызвал механика, который побродил по пароходу, потом кувалдой сильно шарахнул по какой-то железяке — и все заработало. Механик выставил счет на $1 тыс. Хозяин парохода просит объяснить — за что деньги? Механик отвечает: использование кувалды — $1, удар — $5, знание того, куда и как правильно ударить — $994. В этом анекдоте и скрыта суть. В консультанте важны не понты, крутой офис, длинные ноги секретарши и витиеватое название фирмы, а голова».

Поговорка «встречают по одежке» в кризис теряет актуальность. В сотруднике сегодня ценится, прежде всего, результативность. Консультанты и тренеры — не исключение. «Хороший консультант обязан иметь обширный практический опыт, который базируется на твердом знании теории, — резюмирует Евгений Михайленко. — Хороший консультант — это мощнейший инструмент в бизнесе, источник новых идей, разумных предложений, вдохновения, наконец. Бизнес, возглавляемый даже не самым опытным управленцем, но под крылом серьезного эксперта всегда побьёт любого конкурента».

Источник Dailymoneyexpert


Поделиться: