КОММЕНТАРИИ

Эксперты по кадрам — о том, кому грозят сокращения

The Village попросил представителей кадрового рынка прокомментировать, как экономическая ситуация в стране влияет на наём персонала.

NASTYA CHERNIKOVA, 14 ОКТЯБРЯ

Нестабильная экономическая ситуация, ослабший рубль, санкции со стороны США и Евросоюза множат тревогу владельцев бизнеса. Специалисты по HR готовятся к оптимизации штатов. The Village узнал у экспертов, в каком состоянии находится рынок рабочей силы и стоит ли бояться сокращений или менять работу.

АЛЕКСЕЙ ГОРБУНОВ
CEO рекрутинговой компании SQ-Team

Сейчас многие компании находятся в состоянии неопределённости. Некоторые сокращают сотрудников агрессивно и массово, но большинство просто перестают нанимать новых людей. Текучка на рынке в среднем составляет 10–15 %. Так что, даже если компания не привлекает сотрудников на замену предыдущим, это тоже является мягким вариантом сокращения. Конкуренция за место на рынке возрастает. В каждой индустрии есть профессионалы, которые ценятся и с которыми не желает прощаться работодатель. Но что делать остальным 80 %?

Тех, кто не планирует расширяться и нанимать сотрудников в ближайшее время, сейчас больше половины, рынок труда находится в коллапсе. Массовый характер носит оптимизация. В любой организации есть золотой костяк, который не должен исчезнуть, а во всех остальных нет острой необходимости.

Агрессивно могут действовать банки, инвестиционные и западные компании. Им оптимизировать бюджет проблематично — его уже планировали из расчёта удержания, а не развития компании. К этому добавляется состояние неопределённости, вызванное нехваткой уверенности в завтрашнем дне у западных игроков. Примерно как в кризис 2008 года, на одну вакансию приходится четыре кандидата. Но если тогда причина была понятна и страдали в основном фининституты, сейчас никто не знает, что будет дальше. Есть области, которые растут, — например, ретейл испытывает сезонный всплеск. Но, по моим данным, интернет-площадки по найму в сравнении с прошлым годом потеряли около 30 % размещённых вакансий.

 

АННА ЧУКСЕЕВА
руководитель направления по связям с общественностью Job.ru

На рынке тревожное ощущение, которое вынуждает компании пересматривать бюджеты и быть осторожными в планировании. Сейчас они говорят о подборе преимущественно в краткосрочной перспективе, одного-трёх месяцев, хотя раньше планировали в перспективе полугода-года. Начались процессы оптимизации: пересмотры HR, маркетинговых и других бюджетов. Темпы и объём найма не растут, но компании понимают, что сейчас на рынок выходит множество кандидатов, которых можно нанять за более низкую цену, чем год назад. Компании всё равно рассматривают таких интересных кандидатов. Тяжелее сейчас с наймом дорогих менеджеров, управленцев — количество вакансий практически не растёт.

Кому будет сложно найти работу? Людям с завышенными ожиданиями и привыкшим к бонусам крупных компаний. Аппетиты придётся умерить. От колебаний экономики пострадают банковская сфера и недвижимость. При этом, проводя параллели с 2008 годом, можно ожидать спрос на антикризисных специалистов, андеррайтеров, коллекторов. Не думаю, что сильно пострадают продажники, спрос на них велик, это базовый персонал большинства компаний.


ИЛЕНА ФИНЬКОВА
руководитель Media Digital Recruiting

Соискателей появилось больше, но выделить какую-то сферу, где происходит выброс кандидатов, сложно, везде по чуть-чуть. Из банковской сферы их больше всех, но такая ситуация была всегда, начиная с 2008 года, как я помню себя в рекрутинге. Это связано скорее со спецификой самого сектора — высокая текучка, сложности с карьерным ростом.

Сейчас заметен другой тренд — из крупных компаний руководители направлений аккуратно выходят, открывая свои маленькие компании. Расценки у них ниже, они известные персоны на рынке, и клиенты от крупняков переходят к ним. Другие спецы начинают работать как вольные консультанты либо со своими клиентами, либо притягивают новых, продолжая работать на основном месте. Вчера был весёлый кейс, я прочла о том, что компания рассталась с руководителем SMM, и это вроде как эффект кризисной ситуации, но я его хантила пару месяцев назад, и он уже тогда готовил открытие своего проекта. Это пример передёргивания фактов.

Сейчас все ждут и стараются оставаться на своих местах. Знаю, что в нескольких банках сократили эйчаров и закрыли несколько проектов по разработке. Но о низкой загрузке службы персонала там было известно ещё в прошлом году. Для тех, кто в тренде, пока всё достаточно прогнозируемо. IT продолжают греть рынок высокими зарплатами, рекламные агентства урезают бонусы аккаунтам и продажникам за снижение клиентского чека от крупняков, у которых сильно сократили рекламные бюджеты на РФ.

Источник The Village


Поделиться: