АВТОР

Алексей ГОРБУНОВ
генеральный директор рекрутинговой компании SQ-Team

2014 год получился трудным и нервным. Год назад мало кто всерьез предполагал, к каким событиям и потрясениям приведут, казалось бы, привычные гуляния по "майдану". Важно понимать, что у этих событий есть последствия, и не все они столь очевидны, особенно когда последствия одних событий накладываются на другие. Но рынок труда еще испытает на себе последствия решений 2014 года, многие из которых были приняты в ноябре-декабре.


К чему это я? Обещание контролировать соблюдение законодательства в части исполнения правил трудовой миграции - мера правильная, и не только для усиления прозрачности потоков миграции, но и как мера защиты собственного рынка труда. Еще год назад конкурировать с мигрантами за рабочие места было страшным сном для рядового россиянина. Объяснялось это разницей в зарплатных притязаниях, отсутствием сложностей с поиском работы и структурой трудовой миграции - что ни говори, но видных бизнесменов, талантливых врачей и программистов к нам приезжало значительно меньше, чем разнорабочих.

В этом году структура миграции изменилась. Лично я не смогу отличить жителя Луганской, Донецкой, Харьковской и других областей, где русский язык считают родным, от типичного жителя Москвы, которая в последние годы испытывает постоянный приток человеческого капитала. В подавляющем большинстве это образованные люди, имеющие профессию и работавшие там в тех же офисах, поликлиниках, компаниях, кабинетах, что и мы здесь. И по личному опыту за 14 лет в подборе персонала я не скажу, что есть критические различия в профессиональной подготовке. Москва и другие регионы получили существенный приток квалифицированной рабочей силы. Возможно, мощнейший после волны обратной миграции, связанной с распадом СССР. Само по себе это прекрасно.

Однако суть вопроса в том, будем ли мы создавать новые рабочие места, развивать промышленность. Заработает ли малый и средний бизнес? Желание очевидно, а вот результат - нет. В этом году после принятия налоговых поправок мы потеряли более 200 тыс. индивидуальных предпринимателей. Сократились возможности заимствования средств даже для крупных компаний, часть из них оказались под санкциями; заработные платы не росли. Западные компании, дававшие стимул отечественным, во многих секторах пересмотрели стратегии развития и не спешат укрупнять и расширять свое представительство, часть из них просто ушла. Западный капитал уходит, о серьезных вливаниях из других источников (восточных) пока не слышно.

Вот и получается, что безработица в России снижается пятый год подряд и, по данным Росстата, в ноябре 2014 года составила 5,2% (для примера: в Германии в ноябре 2014 года она составила 6,6%), квалифицированных работников стало больше, новые идеи и рабочие места не успевают, а за уже имеющиеся конкуренция резко возросла. И дело здесь не в мигрантах, а в сочетании ключевых факторов.

Последние пять лет было модным трендом для офисных сотрудников разного уровня ожидать ухудшения ситуации в бизнесе и экономике, и вот оно настало. Казалось бы, столько переживали, уж соломки-то подстелить точно должны были. Искренне надеюсь, что это так и что не ждет наш рынок труда глубокая депрессия, когда бизнес будет сокращать, и не как сейчас - оптимизируя, но и с лучшими, обученными и лояльными профессионалами придется прощаться.

С учетом изменений на валютном рынке стоит ожидать снижения валютных сумм, отправленных домой мигрантами. Повышать контроль за потоками трудовой миграции, безусловно, нужно, и в этом году заметны серьезные успехи по данному вопросу и на законодательном, и на исполнительном уровнях. Однако не менее важным считаю к контролю на границе, квотам и патентам - определить требуемую структуру миграции по профессиям, регионам и создавать спрос заранее. В этом году наша страна вынужденно реагировала на поток миграции, поскольку он не был вызван возросшим спросом, у него иные причины.

А количество посчитать можно, только когда есть прозрачность и учет. Кто может сосчитать точное количество граждан, у которых одновременно и паспорт РФ, и паспорт Украины? Кто знает количество жителей Украины, перебравшихся к родственникам в Россию (которые в свою очередь могли на совершенно законных основаниях приехать по программам переселения соотечественников)? Кто знает хотя бы приблизительные цифры, если еще прошлым летом можно было вечером сесть в поезд в одной столице, а утром оказаться в другой при крайне избирательном контроле? И самый главный вопрос лично для меня - даже если мы узнаем эти цифры, что мы с ними будем делать?

На эти вопросы ответов пока нет, и 2015 год не обещает улучшений - первым ключевым рубежом можно считать конец первого квартала, когда будет решение по сохранению или отмене санкций, на которое будут реагировать работодатели. Но если кризисные ситуации не приводят к краху, то делают нас сильнее. Главное же правило остается неизменным при любой ситуации: у компаний, где каждый сотрудник, от продавца до руководителя, выполняет свою работу качественно, шансы на успех выше.

Источник ТАСС


Поделиться: